О прекрасном

Семечки и подсолнухи в живописи, мифах и легендах, семечки как источник вдохновения и многое другое. Читайте подробнее в этом интересном разделе, благодаря которому Вы посмотрите на это лакомство совсем с другой стороны и полюбите его еще больше!

Живопись

Подсолнух - излюбленная тема в живописи. Ван Гог, Клод Моне, Поль Гоген и многие другие не смогли отказать себе в удовольствии и сделали этот чудо-цветок главным героем своих картин.

Ван Гог

Одним из самых великих и неоднозначных художников-постимпрессионистов 19 века был нидерландец Винсент Ван Гог.

«Подсолнухи» – это та самая картина, которая сделала его известным всему миру. Картина Ван Гога «Подсолнухи» выполнена особенной техникой письма – импасто. Её суть в том, что масляные краски наносятся очень толстым слоем при помощи не только традиционных кистей, но и ножа. Мазки разбросаны по холсту как попало. Шероховатая, рельефная поверхность картины передает всё нутро художника, всю мощь чувств и переживаний. Для художника мазок — это своего рода жест, мимика, интонация. По этим беспокойным и вызывающим мазкам можно определить состояние духа «говорящего». Очень талантливым художником и глубоко чувствующим человеком был Ван Гог.

«Подсолнухи» — картина, в которой он пытается передать двойственность бытия, борьбу противоположностей, слияние драматизма и праздничности. Писал Ван Гог подсолнухи довольно быстро. Но ещё быстрее опадали с них лепестки, и цветы вяли. Поэтому, наравне с по-детски веселыми цветами, изображены и ярко-оранжевые головки, лишенные лепестков.

В 1888 году, в мае, Ван Гог арендует маленький домик в Арле, на площади Ламартин, он изобразит его впоследствии на картине «Желтый дом». Ожидая приезда Гогена, Ван Гог рисует свои первые подсолнухи. Живая и яркая картина символизировала радость от встречи с другом. Это не были спокойные и безмолвные цветы, они кричали! Кричали с благодарностью обо всем, что чувствовал тогда художник. Потом были ещё подсолнухи, ещё много подсолнухов!

Ван Гог пишет два цикла картин: Парижский (1887 г.) с лежащими цветами и Арльский (1888 г.) — с цветами в графине.

Винсент Ван Гог прожил непростую жизнь, полную страданий, разочарований и безумия. Самая благополучная её пора, прошедшая в южном Арле, была ознаменована написанием семи шедевров, семи картин с желтыми цветами. «Подсолнухи» Ван Гога, как и «Сикстинская Мадонна» для легендарного Рафаэля, «Джоконда» для непревзойденного Леонардо да Винчи и «Черный квадрат» для авангардного Малевича, стали определяющими и имели колоссальное значение в творчестве этого великого художника. Самая известная из серии написанных в Арле картин в настоящее время находится в Национальной Лондонской галерее.

Интересные факты о самых узнаваемых подсолнухах

«Подсолнухи» Ван Гога — это его визитная карточка. Думая о Ван Гоге, мы сразу вспоминаем именно о них. Парадокс в том, что натюрморты всегда считались среди живописцев не такими «элитными», как портреты или даже пейзажи. И вот «второсортный» натюрморт стал одной из самых узнаваемых картин в мире. Он стал самым дорогим шедевром. А что мы собственно о нем знаем?

Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. Созданы они были в городе Арль на Юге Франции. Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена. Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США. Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи. На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог. Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах. Но объяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны. Возможно, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия «Лондонских» подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме. Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии. Третья авторская копия «Подсолнухов» хранится в Японии.

Появлению «Подсолнухов» мы обязаны Полю Гогену.

Летом 1888 года Ван Гог прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с «Подсолнухами» в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими «Подсолнухами».

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи.

Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам — Подсолнухи. Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности.

Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

«Подсолнухи» Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок. Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина «Едоки картофеля».

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная «крестьянская» живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро. Другое дело — радостная и светлая живопись импрессионистов. Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Одна картина с «Подсолнухами» — подделка?

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия «Подсолнухов» — подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена. Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов. Почему именно эти «японские» Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом? Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов? И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись «Vincent»)? Время покажет.